Второй Общероссийский образовательный форум «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ» прошёл в Санкт-Петербурге 4-5 октября 2024 года.
В работе Форума приняли участие представители Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, ТПП РФ, эксперты сферы образования, работодатели, ветераны СВО. Одновременно с пленарным заседанием в Санкт-Петербурге мероприятие прошло в 5 регионах - Республиках Адыгея, Башкортостан, Карелия, в Астраханской и Тверской областях. Кроме этого, в онлайн-режиме присоединились еще десять регионов России: Новгородская, Тамбовская, Тульская, Самарская, Смоленская и Омская области, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий АО, Донецкая Народная Республика.
На площадке Форума в рамках пленарного заседания и тематических сессий обсуждались актуальные проблемные вопросы кадровой ситуации в стране, стратегические направления формирования и развития кадрового потенциала.
Участники Форума отмечают, что новые вызовы, стоящие перед Россией, требуют новых приоритетов в подходах к подготовке кадров. Сегодня около 90% компаний практически во всех сферах экономики испытывают нехватку работников. Демографическая проблема носит острый, долгосрочный характер - рынку труда необходимо адаптироваться к старению рабочей силы и «демографической яме» 90-х годов. В условиях быстрого развития технологий и дефицита кадров работодателям необходимо учитывать и другие вызовы - появление новых профессий и новых навыков, необходимость в переобучении уже состоявшихся специалистов, отток трудовых мигрантов. На протяжении многих лет в стране отсутствовала система профориентационной работыв целях кадрового обеспечения наукоемких производств и предприятий реального сектора экономики, пропаганда человека труда. Практически утрачена система передачи социально значимого опыта.
В новых реалиях для успешной кадровой политики важно выстраивать долгосрочную рекрутинговую стратегию. Профессиональная социализация со школьной скамьи – основной посыл современного рынка труда, когда необходимо держать в фокусе не только студентов и школьников, но и их родителей.
В целях успешного решения обозначенных проблем стратегической целью государственной кадровой политики должно стать создание кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего эффективное управление, развитие и конкурентоспособность страны. Современный подход должен быть основан на стратегических целях развития государства с применением инструментов проектирования и экспертного анализа. Нужно активизировать работу по совершенствованию системы прогнозирования потребностей рынка труда в рабочих кадрах и специалистах, изучению рынка труда и сферы занятости. Такая работа сегодня на государственном уровне ведется, однако, по общему мнению, требуются интенсификация и конкретизация этих процессов.
Принимая во внимание предложения, содержащиеся в докладах и выступлениях экспертов, участники Форума считают необходимым рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления, образовательным и научным организациям, работодателям, профильным общественным и экспертным объединениям:
I. По итогам дискуссий в тематическом блоке «Кадры будущего: развитие непрерывного образования для всех»:
1. С целью согласования структуры и качества подготовки специалистов по программам высшего и среднего профессионального образования с потребностями социально-экономического развития обеспечить тесное взаимодействие работодателей и образовательных организаций системы профессионального образования.
2. Для адаптации содержания образовательных программ под потребности рынка труда шире использовать возможности Национальной системы квалификаций как комплексного инструментария отраслевого и регионального развития экономики.
3. Продолжить развитие Национальной системы квалификаций в регионах, использовать систему ТПП для создания региональных методических центров (РМЦ).
4. Для развития региональных рынков труда, недопущения оттока кадров в другие регионы активнее внедрять целевое обучение молодежи в колледжах, техникумах и ВУЗах, оказывать дополнительную поддержку ряду отраслей при трудоустройстве в определённых регионах.
5. Выстроить системный подход по реализации современных моделей непрерывного профессионального образования в единой экосистеме от школы до производства.
6. Уделять внимание духовно-нравственные основам современного образования, гармоничному воспитанию личности.
7. Привлекать молодежь в сферу научных разработок, культивировать образ молодого ученого.
8. Внедрять профориентационные продукты и услуги, которые расширяют традиционные форматы, например, промышленный туризм.
9. Развивать систему наставничества на предприятиях, способствующую адаптации новых сотрудников на рабочем месте. Проработать вопрос об организации Национальной системы консалтинга экспертов-пенсионеров.
II. По итогам дискуссий в тематическом блоке «Ветераны СВО и их семьи как кадровый потенциал страны»:
1.Ветераны СВО являются кадровым резервом развития страны, это надежные мотивированные кадры. Необходимо дать возможность этой категории получать новые современные знания в сфере востребованных профессий, в формате краткосрочных курсов либо дистанционного обучения.
2. Особые условия и льготы на получение новой профессии нужно предоставить женам и матерям участников СВО.
3. Общество, военкоматы и духовенство должны сотрудничать, чтобы не оставлять без попечительства ветеранов, вернувшихся с боевых действий, получивших инвалидность, в том числе и бойцов с проблемами ПТСР.
4. Для адаптации и социализации (обучения, переобучения и устройства на работу) ветеранов необходимо внедрять на территории РФ комплексные проекты поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, в частности:
- проект «СВОя сила» - бесплатное обучение основам психологического консультирования и социального кураторства;
- проект «Бережная коммуникация» - помогает создавать условия, в которых каждый человек чувствует поддержку и внимание.
5. Активно привлекать в качестве наставников молодежи военнослужащих и ветеранов СВО. Они несут собой примеры мужества, героизма, достойного отношения к Родине, и могут привить эти качества молодым людям.
6.Параллельно с проектами по помощи и поддержке семей участников СВО, важно серьезно подойти к методической подготовке педагогов и психологов, которые получают высшее образование.
7. Необходимо системное рассмотрение вопросов военно-спортивного воспитания молодежи, подготовки ее к военной службе и защите Родины.
III. По итогам дискуссий в тематическом блоке «Развитие женского предпринимательства как часть национальной стратегии действии в интересах женщин»:
1.Для реализации предпринимательского потенциала как можно большего числа женщин необходимы меры, включающие информационную, юридическую, материальную поддержку.
2. Нужно популяризировать истории успеха женщин-предпринимателей в СМИ и среди участников рынка.
3. Расширять роль объединений в продвижении женского бизнеса, включая международные площадки.
4. Использовать комплексный подход для популяризации и продвижения народных художественных промыслов, формировать спрос на продукцию.
5. Продвигать новые форматы поддержки и развития культурного наследия регионов России – этнотуризм, мерч в национальных традициях.
IV. По итогам дискуссий в тематическом блоке «Молодежь - драйвер перемен. Роль образования и кадрового потенциала»:
1. Работодателям активнее использовать практику формирования кадрового резерва будущих специалистов через систему практик, стажировок, целевого обучения.
2.Содействовать развитию предпринимательской активности молодежи.
3.Принимать меры по увеличению доли детей и молодежи, вовлеченных
в добровольческую, волонтерскую и общественную деятельность.
4.Способствовать трудовому воспитанию подростков, вовлекать
их в возрождение народных художественных промыслов, национальных обычаев и традиций.
5.Тиражировать лучшие практики в области профессионального самоопределения молодёжи.
6.Развивать проекты, направленные на сохранение исторической памяти и укрепление гражданского единства.
7.Оказывать всемерное содействие развитию и поддержке талантливой молодежи.
Рекомендации направлены на построение эффективного взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества для развития рынка занятости и подготовки высококвалифицированных кадров.